ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0003-01-2018-003414-02 |
Дата поступления | 22.01.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Дата рассмотрения | 22.04.2019 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству | 22.01.2019 | 10:31 | |||||||
Передача материалов судье | 22.01.2019 | 10:50 | |||||||
Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) | 25.01.2019 | 12:37 | |||||||
Предварительное судебное заседание | 25.02.2019 | 12:00 | Зал №12 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | ||||
Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) | 25.02.2019 | 12:05 | |||||||
Предварительное судебное заседание | 20.03.2019 | 10:30 | Зал №12 | Назначено судебное заседание | |||||
Судебное заседание | 04.04.2019 | 14:00 | Зал №12 | Заседание отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | ||||
Судебное заседание | 22.04.2019 | 11:30 | Зал №12 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 25.04.2019 | 19:30 | |||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 15.07.2019 | 17:34 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Департамент строительства Министерства обороны РФ | ||||||||
ИСТЕЦ | Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФГКУ Западное региональное управление правового обеспечения Минитерства обороны РФ | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны |
Дело № 2-469/2019 22 апреля 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Мошевой И.В.,
При секретаре Маркушиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны о понуждении собственника исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,
УСТАНОВИЛ:
КГИОП Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» (далее по тексту – ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ) об обязании в установленном порядке произвести работы по реставрации лицевых фасадов здания, являющегося объектом культурного наследия федерального значения «Штаб Гвардейского корпуса», расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что здание, расположенное по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия федерального значения «Штаб Гвардейского корпуса», согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № объект на праве оперативного управления закреплен за Федеральным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ КГИОП мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия было установлено неудовлетворительное состояние лицевого фасада объекта, наблюдаются локальные участки шелушения штукатурного слоя, а также в уровне 2-го этажа зафиксирована деструкция штукатурного слоя с локальным участком обнажения кирпичной кладки. Ссылаясь на положения Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.210 ГК РФ, истец просит обязать ответчика в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке произвести работы по реставрации лицевых фасадов здания, являющегося объектом культурного наследия федерального значения «Штаб Гвардейского корпус2, расположенного по адресу: <адрес>
Представитель истца ГКИОП ФИО4 по доверенности в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ ФИО5 по доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указав на то, что вышеуказанные здания находятся в оперативном управлении ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ, однако, собственник имущества МО РФ не наделило Учреждение правом на проведение работ по реставрации объектов культурного наследия, удовлетворение исковых требований приведет к невозможности исполнения решения суда. Суду представлены письменные возражения (л.д.43-46).
Третьи лица – Департамент строительства Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Представителем ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ в суд направлены письменные возражения на иск.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Правительства российской Федерации от 10.07.20011 № 527 «О перечне объектов исторического культурного наследия Федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербург» утвержден Перечень таких объектов, в число которых включен Штаб Гвардейского корпуса, 1837-1843 гг., арх. Брюллов А.П., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.29-31).
Здание по адресу: <адрес>, дом на праве оперативного управления пользование ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ № правообладателем здания, расположенного по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-12).
На основании п.1.2 Положения "О Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры" (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651) Комитет осуществляет проведение государственной политики в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и является органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Комитет уполномочен осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, который осуществляется, в том числе, посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, а также мероприятий по контрою за состоянием объектов культурного наследия.
Актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 13.08.2018 года, проведенным на основании задания КГИОП от 07.08.2018 года N 01-58-563/18, был осмотрен объект, в ходе которого зафиксировано неудовлетворительное состояние лицевого фасада. Наблюдаются локальные участки шелушения штукатурного слоя, а также в уровне 2-го этажа зафиксирована деструкция штукатурного слоя с локальным участком обнажения кирпичной кладки.
Постановлением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12.11.2018 по делу № 5-802/18 ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» признано виновным в том, что допустило нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 февраля 2019 г. N 12-160/2019 постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2018 года, вынесенное в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, изменено, из резолютивной части постановления исключены цифры "200", оставлено указание о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере двести тысяч рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что выявленные актом проверки обстоятельства указывают на нарушение установленного законом порядка использования объекта культурного наследия, угрозу сохранности объекта культурного наследия и влекут утрату им своего значения, Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на то, что в соответствии с Уставом полномочиями на осуществление ремонта Учреждение не наделено.
Пунктом 26 Постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 года № 865, установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных в их пользование.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации посредством осуществления органами государственной власти государственной охраны этих объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьями 47.1 – 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ установлены обязательные требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, в соответствии с которым собственник или лицо, указанное в пункте 11 ст.47.6, обязаны выполнять работы по сохранению объекта культурного наследия, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие предмет охраняя объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для созхраен6ности объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 11 ст.47.6 Закона охранное обязательство, обязанность по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, в том числе требования статьи 47.3 Закона, подлежат выполнению юридическим лицом, унитарным предприятием или учреждением, которому объект культурного наследия принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Таким образом, данная норма прямо возлагает обязательства по содержанию объекта культурного наследия и выполнению работ по его сохранению на ответчика, в оперативном управлении которого находится здание по адресу: <адрес> отнесенное к объектам исторического культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Штаб Гвардейского корпуса».
В связи с этим доводы ответчика о том, что полномочиями по осуществлению ремонта Учреждение не наделено, не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом, не вправе заключать гражданско-правовые договоры со сторонними организациями на выполнение подрядных работ, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктами 3, 12, 19, 27 Устава Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе обязанность по обеспечению эффективного использования закрепленного за ним имущества. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно.
Кроме того, в силу пунктов 31, 32 Устава Учреждение вправе заключать договоры, государственные контракты.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, положения Устава не препятствуют ему принимать соответствующие меры по обеспечению надлежащего состояния объекта культурного наследия и выполнять работы по его сохранению. Иное толкование противоречило бы положениям Федерального закона № 73-ФЗ.
Учитывая, что обстоятельства, установленные Актом КГИОП от 13.08.2018, указывают на нарушение установленного законом порядка использования объекта культурного наследия, свидетельствуют о причинении вреда, создают угрозу ухудшения состояния объекта культурного наследия федерального значения и причинения иных негативных воздействий, суд полагает, что исковые требования обоснованным и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации госпошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке произвести работы по реставрации лицевых фасадов здания, являющегося объектом культурного наследия федерального значения «Штаб Гвардейского корпуса», расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись И.В.Мошева
Решение принято судом в окончательной форме 25 апреля 2019 года.
